Лингвистическая экспертиза наименований
Лингвистическая экспертиза наименований выполняется с целью рассмотрения имён собственных (наименований) с точки зрения их соотношения общепризнанным меркам литературного стиля, их свежести, а также уникальности, нахождения в них различного рода отсылок к проявлениям объективной реальности.
Экспертиза наименований нужна с целью определения свойств правонарушения, которая предусмотрена статьёй 180 УК РФ: с целью решения гражданско – правовых проблем о совпадении разных наименований вплоть до уровня их смешения; о составе в наименованиях тайной, либо очевидной агитации (насилия, наркотиков) и прочего.
Объекты экспертизы наименований
Предметами экспертизы наименований считаются:
- документация (копии, либо оригиналы) включающие в себя наименование;
- выписки, либо распечатки методом электронного дискурса, включающие в себя наименование;
- штампы, а также печати (их отпечатки на бумаге), включающие в себя наименование;
- логотипы, разработанные печатным методом, либо на машиночитаемых носителях (дисках, картах памяти).
Изучаемый объект способен включать один термин, либо ряд текстов, совмещать в себе словесную (вербальную), а также невербальные сведения (картинки, рисунки, знаки, символику и прочее).
Имена собственные – это фразы, либо состав фраз, которые означают неповторимые в собственном роде объекты, выделяя их из класса иных гомогенных объектов.
К личным именам принадлежат:
- индивидуальные имена физических граждан (оформленные официально фамилии, имена, отчества);
- псевдонимы;
- клички домашних питомцев;
- прозвища физических граждан;
- названия юридических граждан (наименования компаний, акционерных сообществ, социальных учреждений и прочее);
- товарные знаки и знаки сервиса (названия, предназначающиеся для обозначения индивидуальности продукта, исполняемых работ, либо предоставляемых услуг юридическим или физическим гражданам);
- доменные имена в сети Интернет;
- адреса почты в Интернете;
- псевдонимы («ники», «никнеймы», наборы знаков, которые позволяют конкретно распознать определённого пользователя в рамках определённой автоматической электронной концепции);
- географические наименования и прочее.
В ходе лингвистического обследования наименований разрешаются диагностические, идентификационные, а также классификационные проблемы.
Нейминговое обследование
Для начала следует определить, либо обосновать конкретную значимость фразы, сочетания слов, а также выражения в действующем русском языке, а также в контексте конкретного источника. Далее следует установить возникновение фразы, точность его применения в коммуникации. Затем товарный знак и иное средство индивидуализации необходимо признать уникальным и новым.
Стандартные вопросы на лингвистическое обследование наименований
- В каком смысле употреблено утверждение (термин, сочетание слов) в опубликованном тексте?
- В каком смысле употреблено утверждение (термин, сочетание слов) в действующем русском словаре?
- Какое значение имеет текст?
- Происхождение фразы?
- Какое верное употребление фразы (сочетание слов) в действующем русском словаре?
- Владеют ли исследуемые названия изобразительные, слоговые или словесные сходства?
В рамках нейминговой экспертизы предметом исследования обозначают собственные имена, имена и фамилии людей, названия учреждений, товарные знаки, а также торговые обозначения, наименования по географическим данным и прочее. Лингвистическая экспертиза подразумевает их толкование, обнаружение сочетаемых взаимосвязей, установление этимологии, свежести и уникальности, точности с точки зрения общепризнанных мерок нынешнего стиля.
В экспертной практике зачастую попадаются эпизоды выполнения лингвистических исследований, нейминга, а также исследований в последующих видах:
- имена которые подвергаются изучению, считаются вариантами единого имени (например Наталья, либо Наталия), также могут быть разными (например Елена, либо Алёна);
- умственные дискуссии, где предметами считаются товарные знаки, торговые обозначения, а также прочие ресурсы индивидуальности;
- дискуссии о возможности, а также точности названия предметов строительства, а также иных предметов механизма (метрополитены, жилые дома).
В большинстве случаев экспертиза товарного знака ведётся комиссией экспертов в составе которой есть лингвист, дизайнер, а также специалист по психологии. Уже после установления категории гомогенных продуктов, либо услуг, в целом таких 45 групп, в соответствии с интернациональной систематизацией продуктов, а также услуг (ИСПУ), эксперты выполняют исследование, а также устанавливают схожесть объектов. Оно может быть схожим на голосовой, графической, а также семантической степени.